вторник, 17 мая 2011 г.

из воспоминаний Л. А. Давыдовой

У бабушки было пятеро детей – две дочери, Марьяна и Вера, и трое сыновей, Сергей, Леонид и Александр. Марьяна Яковлевна была старшей, самой разумной и самой любимой дочерью. Она
помогала нерадивым братьям учиться в гимназии. После смерти родителей вся забота о большой семье стала ее обязанностью. Марьяна Яковлевна  получила прекрасное образование. Она окончила петербургскую консерваторию по классу фортепиано у профессора Дроздова, училась пению у певицы Девот Вознесенской, окончила исторический факультет при Петербургском университете, так называемые «Бестужевские курсы». Свободно владела немецким языком (в доме была гувернантка немка, Агнесса Германовна), а с французского и английского языков переводила без словаря. Тетя Маруся, так ее звали в семье, была ассистенткой известного пианиста Бихтера Михаила Алексеевича по классу камерного пения в Петербургской консерватории. С учениками она занималась дома в гостиной (огромная комната, величиной в 50 кв. м., в обычные дни была поделена ширмой на столовую и гостиную, в праздники перегородку снимали). С самого раннего детства я присутствовала на этих уроках, еще не очень умея ходить, я сидела под роялем и слушала замечательную камерную музыку. В репертуаре тетушкиных уроков были Брамс и Бетховен, Глинка, Мусоргский и Шуберт, и в три года  под влиянием этих впечатлений я начала подбирать на фортепиано, импровизировать и сочинять. Увидев это, меня отдали в музыкальный кружок при Дворце пионеров в класс Софьи Целестиновны Меньёвич, и в 9 лет, в зале капеллы с оркестром я исполняла концерт Гайдна, о чем даже написали в газете. Из этого концерта мне запомнилось, что, стоя у края сцены, я очень боялась с нее упасть.
      Но вернемся к тете Марусе. Ее жизнь сложилась трагически, как и жизнь многих, заставших революцию и три войны. Ее единственный сын Павлуша умер в пять лет от тифа. Не пережил блокады муж тети, Михаил Борисович Фабрикант. Это был веселый, остроумный человек, который с удовольствием общался со мной и с Катенькой, я почему-то запомнила, как он у себя в кабинете читает нам сказку Андерсена «Соловей». По специальности дядя Миша был инженер, специалист по автотранспорту, а кроме того, он закончил в Германии консерваторию по классу скрипки. Его увлечение моей тетушкой началось с совместного исполнения сонат Бетховена для скрипки и фортепиано. Волею случая, Михаил Борисович нашел броневик, стоя на котором вождь пролетариата произносил свои речи, и, благодаря этому счастливому обстоятельству, многие неприятности миновали нашу семью. В частности, в нашу шикарную огромную квартиру никого не подселяли.
      Самым светлым в жизни моей тети была музыка. Марьяна Яковлевна вместе с моей мамой Верой Яковлевной были членами музыкального сообщества, которое называлось «К.Д.К.М.», - кружок друзей камерной музыки. В музыкальном сообществе их называли «Дуэт сестер Хортик», у мамы было драматическое сопрано, а у тети – меццо-сопрано. Больше всего помнятся в их исполнии сцены из опер Верди.
      Леонид Яковлевич Хортик – средний из сыновей в семье. Он окончил Ленинградскую академию художеств, был одиноким человеком и страстным охотником. Иногда, в своё удовольствие, он играл на виолончели. Дядя Леня был первым в нашей семье, кто умер от голода в блокаду.

Комментариев нет:

Отправить комментарий